г. Осташков,
пер. Литвиненко, д. 33а
+7(48-235)5-06-51
Пн–пт с 7:00 до 19:00
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
Образовательным учреждениям в процессе работы с учащимися необходимо учитывать, что значительная часть совершаемых ими аморальных поступков связана с их ориентацией на групповые нормы. Подросткам свойственна психологическая зависимость от группы, подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения.
Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводит молодых людей в секты и другие религиозные объединения. Первоначально, на этапе вовлечения, там помогут, поймут, поддержат, а в дальнейшем превратят в источник доходов или преступника.
Причинами возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде являются:
1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).
4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).
5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).
6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
В России, по данным специалистов, сегодня насчитывается от 3 до 5 млн. адептов религиозных сект, из которых около 500 тыс. — в возрасте до 18 лет, около миллиона — в возрасте от 18 до 25 лет. Около 500-900 тыс. человек являются представителями опасных для общества деструктивных религиозных объединений, сущность которых состоит в разрушении гармоничного духовного и психического состояния личности, культуры, социальных норм.
Втягивая молодых людей в деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, их активные члены прикрываются патриотической риторикой, призывают к расовой и религиозной вражде, скрываясь под маской праведности и национальной гордости, взывают к столкновению с другими народами.
В образовательных учреждениях необходимо проводить правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей; работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий; совместно с администрацией образовательного учреждения проводить мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни.
Одним из важных и основных направлений деятельности педагогических коллективов должно стать выявление индивидуальной склонности детей к агрессии, противопоставлению себя другим детям, и принятие своевременных мер (при необходимости, с участием психологов, либо психиатров) к исключению дальнейшего развития указанных негативных черт характера.
В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.
В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне, либо обучающейся в одном учебном заведении.
«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Задачей образовательных учреждений в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:
Реализуя данные направления, учреждения образования:
Основными содержательными направлениями при организации деятельности учреждений образования по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма являются:
Основными формами работы по реализации данных направлений для учреждений образования являются:
Для реализации программ можно использовать разные формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, интеллектуальные игры, игры-путешествия, книжные выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления, дни национальной литературы (книги).
Основными темами для бесед и обсуждений, на которые можно акцентировать внимание, являются:
Одной из возможностей по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма и толерантности, является деятельность школьных музеев. Эта возможность может осуществляется в двух основных направлениях:
1. Экспозиционная работа:
2. Культурно-образовательная деятельность:
Важным направлением в организации работы по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма должно стать укрепление взаимодействия с учреждениями различных ведомств, общественными организациями, национально-культурными автономиями. Механизмами данного взаимодействия могут служить межведомственные планы, комплексные целевые программы, совместные проекты, договоры о сотрудничестве.
Для выработки единых подходов и координации совместных действий всех заинтересованных структур целесообразно регулярно проводить информационно-методические мероприятия - круглые столы, семинары, конференции, совещания.
Кроме того, особое внимание следует обратить на разработку и проведение таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации, День России, День согласия и примирения и др.
Деятельность образовательных учреждений по профилактике экстремизма включает в себя:
1. Реализацию программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, профилактику насилия и снижение агрессивности в подростковой среде, обеспечивающими социальное и культурное самоопределение личности:
2. Выявление и постановка на учет в образовательном учреждении несовершеннолетних с целью проведения индивидуальной профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессии, социализации, предотвращения совершения ими правонарушений:
3. Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с агрессивным поведением (проведение тренингов, направленных на снижение степени агрессии и пр.).
4. Педагогическое наблюдение за детьми, являющимися членами неформальных молодежных объединений («паркур», панки, готы, эмо, футбольные фанаты и др.), с целью изучения личности детей, предупреждения совершения ими противоправных деяний.
5. Консультирование и помощь родителям по вопросам воспитания детей.
«Уроки толерантности» в образовательных учреждениях: организационные и методические подходы.
Цель формирования толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни. Как уже говорилось выше, это не означает принятия всего, равнодушное или даже позитивное отношение к безнравственному и антизаконному. Толерантность - это не всеядность.
Как известно, школа является мощным каналом социализации личности. Причём, таким каналом, который характеризуется системностью и плановостью работы, осуществляемой педагогами-профессионалами.
Именно школа призвана стать центром воспитания толерантности как важного фактора устойчивости общества. При этом, в своей работе школа выходит не только на учащихся, но и на их родителей, очень часто дедушек и бабушек школьников, т.е. на большинство населения России.
Сегодня проходит обсуждение школьных образовательных стандартов нового поколения. Одной из их характерных черт является компетентностный подход в решении задач воспитания и обучения учащихся. Одна из ключевых компетентностей - толерантность, т.е. готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире.
Работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определённых личностных качеств. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.
В отечественной педагогике и в педагогической практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. Сформировалась педагогика толерантности, целью которой является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов - одна из важных задач педагогики толерантности.
Воспитание толерантности - повседневный процесс, проходящий через урочную и внеклассную работу. Он идёт не только, да и не столько в то время, когда с учащимися ведётся прямой разговор о толерантности, показываются её образцы через исторические и литературные примеры, проводится анализ правовых ситуаций, житейских примеров и т.д. Воспитание толерантности - это передача её духа через обстановку в школе, поведение учащихся, администрации и учителей, характер их взаимоотношений.
Что характеризует «Урок толерантности» в условиях признания того, что процесс формирования толерантной личности длительный и повседневный? Иными словами, каковы характеристики «Урока толерантности»?
Во-первых, речь идет о концентрации внимания к проблеме. Повседневная работа по воспитанию толерантности проводится учителями ежедневно, часто без специальных размышлений на эту тему. Ведь невозможно представить, что в прежние годы педагоги, не пользовавшиеся термином «толерантность», не стремились воспитать у учащихся те качества личности, которые мы сегодня обозначаем этим словом. Происходит погружение в неё. Это приводит к двум важным следствиям:
размышление и осознание проблемы (первичное или более глубокое) учащимися;
некоторое подведение итогов и планирование продолжения работы по воспитанию толерантности педагогами.
Во-вторых, «Урок толерантности» позволяют эффективно объединять усилия различных субъектов процесса воспитания: учащихся, которые через канал самосоциализации во многом определяют успех работы, педагогов, родителей школьников, представителей государственной власти, общественных организаций, религиозных конфессий, научных работников и др.
В-третьих, логическим продолжением предыдущих размышлений является вывод о том, что в ходе «Урока» происходит развитие системности в воспитании учащихся, когда эта теме становится объектом прямого рассмотрения классными руководителями, учителями-предметниками (причём, не только теми, которым заниматься вопросами толерантности предписывает своим содержание сама преподаваемая ими дисциплина).
Методические условия проведения урока толерантности
При определении содержания урока целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:
Содержание и формы работы.
При выборе содержания и форм работы педагогу необходимо учитывать:
особенности детского коллектива, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст учащихся; индивидуальные особенности школьников; этнический состав класса, школы; его состав по социальному и имущественному положению; отношение ребят к религии; сложившиеся традиции в ученическом и школьном коллективе; наличие и степень конфликтных отношений в нём;
предшествующую уроку работу с данными учащимися по воспитанию у них толерантности на уроках и в ходе внеклассных мероприятий;
культурно-исторический контекст места, где расположена школа и живут ученики, историю их семей и сограждан;
собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора отбора вопросов для рассмотрения из предложенного перечня или формулирования иных тем для обсуждения.
Урок (классный час), посвященный проблеме толерантности. Возможными формами проведения такого занятия могут быть:
урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;
урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это целесообразно делать, если по тематике занятия уже проводилась соответствующая работа);
урок-дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;
урок-встреча с представителями власти, работниками СМИ, учеными, представителями религиозных конфессий, этнокультурных сообществ и др.;
урок-практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;
урок-викторина;
урок - устный журнал.
Примерные вопросы для рассмотрения.
Особо можно выделить темы, которые в явном виде предполагают дискуссионную работу школьников и ориентированы на хорошо подготовленных учащихся, например такие:
Толерантность без границ или границы толерантности?
А судьи кто? Кто определяет, что толерантно, а что нет?
В дальнейшем в образовательной системе образовательного учреждения целесообразно проводить неделю толерантности.
Для проведения «Недели толерантности» целесообразно использовать всю богатую палитру форм работы, применяемых в образовательных учреждениях Н.Новгорода:
Среди приведённых выше примерных тем рассмотрения вопросов толерантности, есть немало таких, которые могут быть использованы в качестве основы для проведения педагогических советов образовательных учреждений, семинаров и конференций педагогов. Можно добавить к этим темам и такие «учительские» темы:
Для учителей могут быть предложены и особые формы работы в ходе «Недели толерантности», например:
Правовая основа государственной политики противодействия экстремизму включает в себя международно-правовые акты, нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации. Основной Закон РФ содержит ряд положений, прямо касающихся экстремистской деятельности. Так, ст. 13 Конституции запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии со ст. 29 не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Главным нормативным правовым актом в данной сфере правового регулирования является принятый 25 июля 2002 г. Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в котором содержится перечень видов административной и уголовной ответственности общественных, религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление ими экстремистской деятельности.
Значительную роль в правовом регулировании противодействия экстремизму и, прежде всего, религиозному экстремизму занимает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». В ст. 14 данного Федерального закона перечислены основания для приостановления деятельности религиозного объединения, ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае установления в их деятельности признаков экстремизма.
В соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений (Минюста России). Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Нормы, предусматривающие ответственность за совершение административных; правонарушений экстремистской направленности содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:
ст. 13.15 Ко АП РФ - злоупотребление свободой массовой информации. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» к нему относятся: распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости; информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.