Версия для слабовидящих

МБДОУ детский сад №1 «Улыбка» г. Осташков

172730 Тверская обл., г. Осташков, пер. Литвиненко, 33а

Телефон

+7 (48-235) 5-06-51, 5-03-02

Эл. почта gubonina76@mail.ru

г. Осташков,
пер. Литвиненко, д. 33а
+7(48-235)5-06-51
Пн–пт с 7:00 до 19:00

Методические рекомендации по вопросам профилактики проявлений экстремизма и воспитания толерантности в детской и молодежной среде.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Образовательным учреждениям в процессе работы с учащимися необходимо учитывать, что значительная часть совершаемых ими аморальных поступков связана с их ориентацией на групповые нормы. Подросткам свойственна психологическая зависимость от группы, подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения.

Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводит молодых людей в секты и другие религиозные объединения. Первоначально, на этапе вовлечения, там помогут, поймут, поддержат, а в дальнейшем превратят в источник доходов или преступника.

Причинами возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде являются:

1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).

4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

 При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

  1.  Вся молодежь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
  2.  Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены: выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
  3. «Золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
  4.  Дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
  5.  Носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
  6. Члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

В России, по данным специалистов, сегодня насчитывается от 3 до 5 млн. адептов религиозных сект, из которых около 500 тыс. — в возрасте до 18 лет, около миллиона — в возрасте от 18 до 25 лет. Около 500-900 тыс. человек являются представителями опасных для общества деструктивных религиозных объединений, сущность которых состоит в разрушении гармоничного духовного и психического состояния личности, культуры, социальных норм.

Втягивая молодых людей в деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, их активные члены прикрываются патриотической риторикой, призывают к расовой и религиозной вражде, скрываясь под маской праведности и национальной гордости, взывают к столкновению с другими народами.

В образовательных учреждениях необходимо проводить правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей; работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий; совместно с администрацией образовательного учреждения проводить мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни.

Одним из важных и основных направлений деятельности педагогических коллективов должно стать выявление индивидуальной склонности детей к агрессии, противопоставлению себя другим детям, и принятие своевременных мер (при необходимости, с участием психологов, либо психиатров) к исключению дальнейшего развития указанных негативных черт характера.

В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.

В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне, либо обучающейся в одном учебном заведении.

«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.

Специалисты отмечают, что наиболее  уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Задачей  образовательных учреждений в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:

  • формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;
  • гармонизация  межнациональных   и этнокультурных отношений;
  • создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;
  • формирование  интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;
  • создание условий для межнационального общения в образовательном учреждении, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

Реализуя данные направления,  учреждения образования:

  • осуществляют тесное взаимодействие с национально-культурными общественными объединениями и другими социальными институтами, ведущими работу в сфере национально-культурной политики;
  • организуют подготовку и проведение школьных фестивалей, конкурсов, выставок, традиционных национальных праздников, Дней национальных культур;
  • проводят мероприятия по повышению квалификации специалистов, работающих в сфере национальной проблематики;
  • ведут поиск, изучение и сохранение лучших образцов национального народного творчества;

Основными содержательными направлениями при организации деятельности учреждений образования по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма являются:

  • правовое просвещение молодежи;
  • пропаганда историко-культурного наследия народов, населяющих Нижегородскую область;
  • организация межнационального культурного общения, межконфессионального диалога.
  • способствование самоидентификации детей и молодежи в качестве россиянина – наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов России.

Основными формами работы по реализации данных направлений для учреждений образования являются:

  • познавательно-игровые программы, кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;
  • организация работы клубных объединений гражданско-патриотической направленности;
  • поддержка деятельности социально-ориентированных клубных объединений;
  • фестивали, слеты, смотры клубов гражданско-патриотической направленности;
  • праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России;
  • фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов, проживающих в районе;
  • дни национальных культур.

Для реализации программ можно использовать разные формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, интеллектуальные игры, игры-путешествия, книжные выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления, дни национальной литературы (книги).

Основными темами для бесед и обсуждений, на которые можно акцентировать внимание, являются:

  • историческое прошлое России (исторические события и выдающиеся деятели),
  • государственное устройство и символы России,
  • национальные праздники и обряды,
  • литература и искусство России,
  • природа России и экология,
  • краеведение.

Одной из возможностей по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма и толерантности, является деятельность школьных музеев.  Эта возможность может осуществляется в двух основных направлениях:

1. Экспозиционная работа:

  • - создание тематических выставок по этнографии местных народов, истории различных конфессий, национально-культурных обществ и автономий;
  • - организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, отражающих культуру разных национальностей;
  • - организация передвижных тематических выставок  в учебных заведениях района;
  • - создание отдельных тематических комплексов или разделов в стационарных экспозициях;
  • - организация совместных выставок с национальными обществами и национально-культурными автономиями.

2. Культурно-образовательная деятельность:

  • - разработка и проведение тематических экскурсий, музейных занятий и программ по патриотическому воспитанию, в духе принципов толерантности, ориентированных на школьников;
  • - организация и проведение на базе музеев круглых столов, семинаров и мероприятий совместно с представителями образовательных учреждений, национальных обществ, молодежных организаций;
  • - выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников, с опорой на имеющиеся в музее материалы и предметы;
  • - новая форма сотрудничества с образовательными учреждениями - школьный урок в музее - позволяет использовать образовательный потенциал музея гораздо полнее и эффективнее.

Важным направлением в организации работы по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма должно стать укрепление взаимодействия с учреждениями различных ведомств, общественными организациями, национально-культурными автономиями. Механизмами данного взаимодействия могут служить межведомственные планы, комплексные целевые программы, совместные проекты, договоры о сотрудничестве.

Для выработки единых подходов и координации совместных действий всех заинтересованных структур целесообразно регулярно проводить информационно-методические мероприятия - круглые столы, семинары, конференции, совещания.

Кроме того, особое внимание следует обратить на разработку и проведение таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации, День России, День согласия и примирения и др.

Деятельность образовательных учреждений по профилактике экстремизма включает в себя:

1. Реализацию программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, профилактику насилия и снижение агрессивности в подростковой среде, обеспечивающими социальное и культурное самоопределение личности:

  • - реализация программ дополнительного образования детей,
  • - организация деятельности ученического самоуправления,
  • -вовлечение подростков в социальную практику (деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других форм занятости);
  • - развитие созидательной активности несовершеннолетних,
  • - проведение массовых мероприятий  и др.

2. Выявление и постановка на учет в образовательном учреждении несовершеннолетних с целью проведения индивидуальной профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессии, социализации, предотвращения совершения ими правонарушений:

  • - неоднократно нарушивших Правила поведения и Устав образовательного учреждения в связи со склонностью к агрессии;
  • - неоднократно совершавших общественно опасные деяния, связанные с насилием;
  • - безнадзорных, либо находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья;
  • - несовершеннолетних, выражающих нетерпимость к представителям других наций, провоцирующих конфликты между обучающимися по национальному признаку.

3. Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с агрессивным поведением (проведение тренингов, направленных на снижение степени агрессии и пр.).

4. Педагогическое наблюдение за детьми, являющимися членами неформальных молодежных объединений («паркур», панки, готы, эмо, футбольные фанаты и др.), с целью изучения личности детей, предупреждения совершения ими противоправных деяний.

5. Консультирование и помощь родителям по вопросам воспитания детей.

«Уроки толерантности» в образовательных учреждениях: организационные и методические подходы.

Цель формирования толерантности - вос­питание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструк­тивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их на­циональной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоз­зрения, стилей мышления и поведения, образу жизни. Как уже говорилось выше, это не означает принятия всего, равнодушное или даже позитивное от­ношение к безнравственному и антизаконному. Толерантность - это не все­ядность.

Как известно, школа является мощным каналом социализации лично­сти. Причём, таким каналом, который характеризуется системностью и пла­новостью работы, осуществляемой педагогами-профессионалами.

Именно школа призвана стать центром воспитания толерантности как важного фактора устойчивости общества. При этом, в своей работе школа выходит не только на учащихся, но и на их родителей, очень часто дедушек и бабушек школьников, т.е. на большинство населения России.

Сегодня проходит обсуждение школьных образовательных стандартов нового поколения. Одной из их характерных черт является компетентностный подход в решении задач воспитания и обучения учащихся. Одна из клю­чевых компетентностей - толерантность, т.е. готовность и способность чело­века жить и конструктивно действовать в многообразном мире.

Работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам то­лерантного поведения, но и с формированием у них определённых личност­ных качеств. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении ува­жать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

В отечественной педагогике и в педагогической практике идеи толе­рантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике пережива­ния, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. Сформировалась педа­гогика толерантности, целью которой является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтни­ческих и межконфессиональных конфликтов - одна из важных задач педаго­гики толерантности.

Воспитание толерантности - повседневный процесс, проходящий через урочную и внеклассную работу. Он идёт не только, да и не столько в то время, когда с учащимися ведётся прямой разговор о толерантности, показыва­ются её образцы через исторические и литературные примеры, проводится анализ правовых ситуаций, житейских примеров и т.д. Воспитание толерант­ности - это передача её духа через обстановку в школе, поведение учащихся, администрации и учителей, характер их взаимоотношений.

Что характеризует «Урок толерантности» в условиях признания того, что процесс формирования толерантной лично­сти длительный и повседневный? Иными словами, каковы характеристики «Урока толерантности»?

Во-первых, речь идет о концентрации внимания к проблеме. Повседневная работа по воспитанию толерантности проводится учителями еже­дневно, часто без специальных размышлений на эту тему. Ведь невозможно представить, что в прежние годы педагоги, не пользовавшиеся термином «толерантность», не стремились воспитать у учащихся те качества личности, которые мы сегодня обозначаем этим словом. Происходит погружение в неё. Это приводит к двум важным следствиям:

  • размышление и осознание проблемы (первичное или более глубокое) учащимися;

  • некоторое подведение итогов и планирование продолжения работы по воспитанию толерантности педагогами.

Во-вторых, «Урок толерантности» позво­ляют эффективно объединять усилия различных субъектов процесса воспи­тания: учащихся, которые через канал самосоциализации во многом опреде­ляют успех работы, педагогов, родителей школьников, представителей госу­дарственной власти, общественных организаций, религиозных конфессий, научных работников и др.

В-третьих, логическим продолжением предыдущих размышлений яв­ляется вывод о том, что в ходе «Урока» происходит разви­тие системности в воспитании учащихся, когда эта теме становится объек­том прямого рассмотрения классными руководителями, учителями-предметниками (причём, не только теми, которым заниматься вопросами то­лерантности предписывает своим содержание сама преподаваемая ими дис­циплина).

Методические условия проведения урока толерантности

При определении содержания урока целесообразно обратить внимание на сле­дующие принципиальные позиции:

  • рассмотрение мероприятий в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных её целей;
  • опора на предшествующий учебный опыт школьников, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других школьных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;
  • учёт тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различ­ные каналы социализации, в т.ч. семью, СМИ;
  • необходимость опираться на социальный опыт школьников, на те об­щественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мне­ния по рассматриваемым проблемам;
  • разумное дозирование позитивной и негативной информации по из­бранной проблематике;
  • акцент на личное участие школьников в тех процессах, которые слу­жат укреплению нашего российского, московского единства, развитию мно­гообразия культур, и противоборства негативным явлениях во взаимоотно­шениях людей разного этнического происхождения, конфессий, культур;
  • превращение школьника в активного участника урока, в её соавтора через реализацию деятельностного для учащихся подхода к её подготовке и проведению;

Содержание и формы работы.

При выборе содержания и форм работы педагогу необходимо учитывать:

  • особенности детского коллектива, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст учащихся; индивидуальные особенности школьников; эт­нический состав класса, школы; его состав по социальному и имущественно­му положению; отношение ребят к религии; сложившиеся традиции в учени­ческом и школьном коллективе; наличие и степень конфликтных отношений в нём;

  • предшествующую уроку работу с данными уча­щимися по воспитанию у них толерантности на уроках и в ходе внеклассных мероприятий;

  • культурно-исторический контекст места, где расположена школа и живут ученики, историю их семей и сограждан;

  • собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора от­бора вопросов для рассмотрения из предложенного перечня или формулиро­вания иных тем для обсуждения.

Урок (классный час), посвященный проблеме толерантности. Возможными формами проведения такого занятия могут быть:

  • урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;

  • урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это целесообразно делать, если по тематике занятия уже проводилась соответствующая работа);

  • урок-дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;

  • урок-встреча с представителями власти, работниками СМИ, учеными, представителями религиозных конфессий, этнокультурных сообществ и др.;

  • урок-практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;

  • урок-викторина;

  •    урок - устный журнал.

Примерные вопросы для рассмотрения.

  • Сущность  толерантности.
  • Толерантная и не толерантная личность.
  • Толерантность и нетерпимость в истории человечества.
  • Толерантность - ключевая проблема современного мира.
  • Всемирный День толерантности: история возникновения и современный опыт.
  • Система международного права и ценности толерантности.
  • Взаимопонимание культурного многообразия народов.
  • Толерантность и культура мира.
  • Проявления нетерпимости и толерантность в России и в нашем городе.
  • Политика Российского государства по развитию духа толерантности в     стране.
  • Программы Правительства Нижегородской области, направленные на формирование толерантности членов нижегородского сообщества.
  • В чем проявляется нетерпимость?
  • Как противостоять нетерпимости.
  • Толерантность и нетерпимость вокруг меня.
  • Насколько я толерантная личность.
  • Толерантность и Мы.
  • Можно ли научиться толерантности?
  • Стратегия поведения в конфликте.
  • Жить в мире с собой и с другими.

Особо можно выделить темы, которые в явном виде предполагают дискусси­онную работу школьников и ориентированы на хорошо подготовленных учащихся, например такие:

  • Толерантность без границ или границы толерантности?

  • А судьи кто? Кто определяет, что толерантно, а что нет?

В дальнейшем в  образовательной системе  образовательного учреждения целесообразно проводить неделю толерантности.

Для проведения «Недели толерантности» целесообразно использовать всю богатую палитру форм работы, применяемых в образовательных учреждениях Н.Новгорода:

  • -  уроки и классные часы в различных вариантах;
  • -  практикумы;
  • -  круглые столы, в т.ч. с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами;
  • -   ученические конференции;
  • -   диспуты;
  • -  конкурсы творческих работ учащихся: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, радиожурналов, видеоматериалов и др., посвящённых проблеме толерантности;
  • -   викторины;
  • - самодеятельные концерты, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;
  • - встречи со специалистами, работающими в сфере изучения проблемы толерантности;
  • - беседы, проводимые представителями власти, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ;
  • - выезд в музеи, в культурные центры, на выставки и т.д. с последующим обсуждением увиденного и услышанного;
  • - организация в библиотеках учреждений образования тематических книжных выставок, посвящённых «Недели толерантности»;
  • -   проведение конкурса социальных проектов «Мир, в котором я живу».

Среди приведённых выше примерных тем рассмотрения вопросов толерантности, есть немало таких, которые могут быть использованы в качестве основы для проведения педагогических советов образовательных учреждений, семинаров и конференций педагогов. Можно добавить к этим  темам и такие «учительские» темы:

  • - Формирование толерантного пространства образовательного    учреждения.
  • -   Пространство толерантности – пространство развития.
  • -   Воспитать толерантность может только толерантный педагог.

Для учителей могут быть предложены и особые формы работы в ходе «Недели толерантности», например:

  • - Проведение конкурса воспитательных проектов и программ, например, на темы: «Формирование толерантных установок в образовательных учреждениях», «Рассмотрение вопросов толерантности в ходе изучения школьного предмета», «Анализ уровня развития толерантности учащихся и использования его результатов в ходе учебно-воспитательной работы» и др.
  • - Анкетирование учащихся, родителей и учителей по проблемам толерантности, отношения к ней. Анализ результатов анкет и их обсуждение.
  • - Проведение родительских собраний, семинаров родительского всеобуча по теме толерантности.

Правовая основа государственной политики противодействия экстремизму включает в себя международно-правовые акты, нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации. Основной Закон РФ содержит ряд положений, прямо касающихся экстремистской деятельности. Так, ст. 13 Конституции запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии со ст. 29 не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Главным нормативным правовым актом в данной сфере правового регулирования является принятый 25 июля 2002 г. Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в котором содержится перечень видов административной и уголовной ответственности общественных, религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление ими экстремистской деятельности.

Значительную роль в правовом регулировании противодействия экстремизму и, прежде всего, религиозному экстремизму занимает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». В ст. 14 данного Федерального закона перечислены основания для приостановления деятельности религиозного объединения, ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае установления в их деятельности признаков экстремизма.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений (Минюста России). Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

Нормы, предусматривающие ответственность за совершение административных; правонарушений экстремистской направленности содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

ст. 13.15 Ко АП РФ - злоупотребление свободой массовой информации. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №  2124-1 «О средствах массовой информации» к нему относятся: распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости; информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.